|
Рок-н-ролл это не просто музыкальное
направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало
общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи,
бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей
мира.
На протяжении всей своей истории,
Рок-н-ролл показывает неразрешимую вечную диллему отцов и детей. Как
средство самовыражения молодого поколения, Рок-н-ролл в глазах старшего
поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и
пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло сегоднешнее
взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же
проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это
обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не
развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.
Безусловно, развитие Рок-н-ролл тесно связано с
техническим, экономическим, политическим и социальным развитием. Не по
воле случая законодателями рока стали наиболее развитые страны. Именно
техническое развитие дает толчки развития рока, аппаратура постоянно
изменяется и усложняется, гитара 40-х годов похожа на сегодняшнюю
гитару лишь пожалуй только формой, а звучание вообще изменилось в корне
(каких только эффектов не подсоединяется сегодня к гитаре, совершенно
изменяя ее звук; ко всему еще появилась музыка, полностью исполняющаяся
электронной аппаратурой). Развитие техники привело и к тому, что сейчас
почти в каждой семье есть радиоприемник и магнитофон, что увеличивает
влияние музыки на общество. Экономическое развитие поднимает уровень
развития граждан, а следовательно поднимает их образованность и у них
появляется больше свободного времени, которое можно посвятить музыке,
также это улучшает и условия труда и обеспечение работой музыкантов.
Яркий пример тому - бразильская группа «Sepultura»,
будучи на родине и не имея хорошей аппаратуры, их музыка была
малоинтересна, но как только они переехали в США они сразу же приобрели
статус супергруппы.
Рок-н-ролл - пладотворная почва для
рассмотрения с точки зрения философии, в нем проявляются все законы
философии. В том что Рок-н-ролл это протест молодежи и появление новой
музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания,
показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем слияния
других стилей - закон отрадения, лежащий в основе развития сознания. В
противоречивости рока (противостояние поп-рока и тяжелой музыки)
проявляется закон единства и борьбы противоположностей.
Корни Рок-н-ролла можно искать в далекой
древнисти: и в народной музыке, и в джазе, и в блюзе, но поистинне
Рок-н-ролл стал тем самым, что мы понимаем сейчас, лишь в 50-х годах.
Рок-н-ролл оказался тем самым средством,
которое объеденило черных и белых подростков, одним мощным залпом смело
расовые и социальные предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х -
Литтл Ричард и Чак Берри - каждым сценическим жестом, каждым звуком
своих песен выражали отказ повиноваться традиционно расистскому:
«Поди-ка сюда, бой». Этот отказ безусловно принимали слушавшие их белые
мальчики - они уже были подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в
себя чёрный ритм-энд-блюз, который крутили на местных радиостанциях. Эта
музыка была их общей тайной, их заговором против родителей, не
признававших цветных.
Рок-н-ролл оказался первой музыкальной
формой, предложенной подростку и специально по нему скроенной: до этого
были взрослые пластинки, детские пластинки, но не было ничего, что
выражало бы сугубо подростковые надежды и мечты, сугубо подростковое
отношение к действительности. Эту тягу подростков к «другой» музыке
первыми заметили владельцы небольших студий грамзаписи, более мобильные
в выборе и склонные к риску, нежели фирмы-гиганты. А поскольку многие из
небольших кампаний, где записывались чёрные исполнители ритм-энд-блюза,
пробавлялись ещё и белым кантри-энд-ветерном (и наоборот), то эти
направления стали сближаться. Новое поколение охотно приняло это
сближение. «Растление вкусов», «музыкальный ширпотреб», «потакание самым
низменным инстинктам», - сетовали музыкальные критики (и в чем-то,
безусловно, были правы, поскольку, помимо истинных звезд, тогдашней
волной было вынесено на поверхность и много мусора).
В начале того десятилетия черная и белая музыка были
разделены так же, как белая и черная общины. Но шло время, и радио, по
которому - тоже на разных волнах - передавали эту музыку, позволяло
черным слушать белую музыку и наоборот. Радиоволны приносили совершенно
новую стилистику, и бескорыстные пионеры этой стилистики начали
понемногу скрещивать две эти культуры. В лабораториях жизни рождалась
новая, дикая, заразная музыка по имени рок-н-ролл. С развитием жанра
стал появляться Рок-н-ролл в более тяжелых обработках, образуя новые
ответвления, такие как рок, металл, панк и т.д.
К началу 60-х к совершеннолетию
приблизилось очередное поколение. Родители этих детей активно боролись
за мир, спокойствие и изобилие, надеясь, что потомки не только оценят их
старания, но и раздвинут горизонты этого нового мира. Родители, однако,
вошли в него с грузом невыплаченных долгов - они принесли с собой страх
перед атомной войной и грех расовой ненависти, а идеалы равенства и
справедливости просто растоптали в погоне за стабильностью и успехом.
Неудивительно, что дети подвергли сомнению моральные и политические
устои послевоенного мира; эти новые настроения нашли отражение в их
музыкальных пристрастиях.
Загнанный было в подполье, снова бурно
расцвел фолк и тут же включился в антивоенное движение и в социальную
борьбу. Очень скоро фолк обрел и новую свою надежду - в худеньком,
слегка гнусавом пареньке по имени Боб Дилан. Именно его голос впервые
выразил сомнения и надежды поднимающего голову беспокойного поколения.
Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе
ядерного уничтожения сразу же превратились в гимны, а песня «Времена -
они меняются» прозвучала первым предупреждение о растущей общественной
напряженности. Однако при всей приверженности самым светлым идеалам фолк
оставался все-таки музыкой прошлого, средством общения политизированной
интеллигенции, с нескрываемой иронией взиравшей на детское развлечение -
рок-н-ролл. Новое поколение не имело еще своего собственного,
уникального голоса.
Возрождение рок-н-ролла началось, к
удивлению многих, в городе, далеком от США и достаточно захолустном -
Ливерпуле. Когда Брайн Эпстайн, управляющий местным музыкальным
магазином, зашел однажды в подвальчик под названием «Каверна», он
услышал в музыке игравшего там ансамбля не только отзвуки здешнего
увлечения заводным жизненным ритмом Америки. В «Битлз» бурлила лихая
отвага британца-аутсайдера, жаждующего ухватить таки все то, чего он до
сих пор был лишен.
Подчистив раннюю битловскую неряшливость,
Эпстайн-менеджер оставил в питомцах этот боевой дух. 9 февраля 1964 года
«Битлз» предстали перед 70 миллионами американских телезрителей. Это
было историческое событие. Оно навело мосты между странами и стилями,
оно же создало новые границы - между эпохами и поколениями.
Боб Дилан все острее чувствовал
ограниченность своей аудитории, узость стилистических рамок жанра. И Боб
Дилан предложил своей старой пастве короткую программу совершенно
новой, «электрической» музыки. Услышав гитарные завывания, фолк-пуристы
взвыли в ответ, а новая музыка Дилана уже вливалась живительной струей в
рок. «Битлз» и Дилан сотрясли все основание молодежной культуры,
изменили звучание рок-н-ролла и направление его
развития, открыли принципы, которые являются основополагающими и
сегодня.
Дилан политизировал «Битлз»: именно он
заставил их увидеть в популярности повод для уточнения гражданских
позиций, а также идеальную возможность обнародовать собственное мнение
о событиях, которые волнуют всех. Связка «Битлз»-Дилан стала движущей
силой Рок-н-ролла 60-х. И все-таки даже она не исчерпывала собой весь
размах молодежного движения.
Но со временем популярность
рок-н-ролла стала угасать, уступая место новым жанрам, о которых уже
было сказано выше. Различных ответвлений стало появляться все больше и
больше. С постепенной демократизацией общества стали появляться новые
молодежные движения. Каждое движение рождало новый музыкальный стиль.
Постепенно многообразие затмило изначальный жанр. И в наше время
считается, что рок-н-ролл перестал быть массовым жанром и в общем
прекратил свое существование. Но и сейчас среди любителей музыки
сохраняются те, кто хранит верность жанру. Даже существуют лозунги
типа:"Рок-н-ролл жив! Он просто вышел покурить!".
|